Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Наименование | Количество |
Групповое помещение | 4 |
Кабинет учителя дефектолога | 1 |
Лечебно-профилактический кабинет с офтальмологическими аппаратами |
1 |
Объекты для проведения практических занятий
Наименование | Количество |
Групповое помещение | 4 |
Кабинет учителя-дефектолога | 1 |
Лечебно-профилактический кабинет с офтальмологическими аппаратами |
1 |
Музыкально-спортивный зал | 1 |
Спортивная площадка | 1 |
Прогулочные участки групп | 4 |
Огород | 1 |
Библиотека
Книги для детей с нарушением зрения
Роль зрительных функций в жизни человека невозможно недооценить. Все, что человек видит, существенным образом влияет на самочувствие. Психологи отмечают роль зрения в качестве ведущего сенсорного анализатора. Нарушение зрения, образование зрительной патологии в раннем возрасте является серьезной проблемой. Дети с нарушением зрения видят мир в искаженной форме, в соответствии со своим заболеванием. У таких детей значительно затруднено выделение свойств и качеств предметов.
Поэтому важную роль в организации обучения детей с нарушением зрения играет книга. При обучении детей с нарушением зрения разнообразные книги применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации — зрительная. Ребенок, имеющий зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных книг это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.
Педагогами образовательного учреждения создаются пособия и тактильные книги. Данные пособия и книги пользуются популярностью и доставляют много радости ребятам с нарушением зрения. Они помогают детям с нарушением зрения расширять кругозор, помогают в восприятии окружающего мира. Обследуя объемные предметы в книге, различные на ощупь, пальчиками рук, ребенок с нарушением зрения ассоциативно узнает то, что порой трудно описать словами.
При подборе и изготовлении книг педагоги придерживаются следующих требований:
-избегать острых, колющих, режущих деталей, а также опасных материалов, которые ребенок может взять в рот;
- прочность книги;
- не очень большой формат книги, чтобы ребенок мог мысленно охватить всю страницу;
- книга не должна быть тяжелой;
- страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь;
- должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали;
- цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим;
- цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза; должна быть контрастность
- изображение максимально приближено к настоящим предметам;
Наличие игровых моментов более чем обязательно. Развивающим являются действия открыть/ закрыть, достать/ положить, завязать/ развязать, соединить/ разъединить, прилепить/ отлепить / посчитать, сравнить и другие. Для реализации этих действий предполагается наличие карманов, шнурков, мешочков, липучек, пуговиц и так далее. Игровым моментом может быть также и процесс открывания самой тактильной книги. Наличие завязочек, липучек, пуговиц не дают «расшатываться» и выпадать тактильным объектам.
Спортивные объекты
Спортивное оборудование и пособия физкультурного зала
- Настенные гимнастические лестницы /деревянные/
- Гимнастические маты
- Гимнастические скамейки
- Ребристая доска
- Наклонная доска
- Ребристая дорожка /из палочек/
- Дорожка тактильная(профилактикаплоскостопия)
- Корзины
- Флажки
- Канат
- Баскетбольное кольцо
- Мячи разных размеров (крупные, средние, маляе)
- Гимнастические палки
- Гимнастические обручи
- Скакалки
- Кегли
- Гантели
- Набивные мячи
- Мешочки с песком
- Бубны
- Дуги
- Погремушки
- Платочки
- Ленточки
Средства обучения и воспитания
Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности
Образовательные области |
Центры |
Оборудование ипособия, дидактическийматериал |
Социально- коммуникативное развитие |
Коррекционно- Развивающий, сюжетно-ролевой игры, игровой центр (строительный). |
Куклы, машины, различные наборыконструкторов и Строительного материала, наборыпосуды, наборы овощей и фруктов, различных продуктов, весы, детские коляски. |
Познавательное развитие |
Центр природы, учебныйцентр (проведение НОД) |
Магнитная и простаядоски, наборное полотно. Подборка дидактических игр, карта мира, альбомыс иллюстрациями и картинки по лексическим темам, набор пирамидок, головоломки, наборыцифр и букв, геометрических фигурразличной величины иокраски. |
Речевое развитие |
Зона театрально- художественной деятельности: центр театрализованной деятельности, центр ознакомления с художественной литературой. |
Книги детские,альбомы с предметными картинками, дидактические игры,различные виды театров, наборы животных, динозавров, насекомых. Птиц. |
Художественно- эстетическое развитие |
Зона продуктивной деятельности: центр музыкального творчества, центр изобразительного творчества, зона самостоятельной деятельности |
Краски, карандаши,мелки, пластилин, гуашь, ватные палочки, кисточки. Раскраски, альбомы,цветная бумага, картон, различный природный материал,различные лекала, альбомы с образцамипредметов народноготворчества, наборы различных музыкальных инструментов, различные мозаики. |
Физическое развитие |
Центр спортивный |
Мячи, обручи, кубики,кегли, погремушки, клюшки, скакалки, городки, коллекцияразличных масок, набор плакатов с изображением олимпийской символики и видовспорта. |
Учебно-методический комплект
Образовательные области |
Перечень |
Социально- коммуникати вноеразвитие |
«Развитие игровой деятельности»Н.В. Губанова «Социально-коммуникативноеразвитие дошкольников» Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова «Конструирование из строительного материала» средняя,старшая группа» Л.В.Куцакопа «Трудовое воспитание в детскомсаду» Л.В.Куцакова «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова |
Познавательное развитие |
«Ознакомление с предметным исоциальным окружением» О.В.Дыбина «Сборник дидактических игр поознакомлению с окружающим миром» Л.Ю.Павлова «Комплексные занятия в среднейгруппе детского сада» Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми5-6 лет» Т.М.Бондаренко «Конспекты занятий в старшейгруппе детского сада» В.Н.Волчкова,Н.В.Степанова «Математика для детей 5-6 лет»Е.В.Колесникова «Формирование элементарных математических представлений»средняя и старшая группы И.А.Пономарёва, В.А.Позина |
Речевое развитие |
«Развитие речи в детском саду»старшая и средняя группы» В.В.Гербова «Обучение дошкольников грамоте»Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журова, Н.В.Дурова |
Художественно- эстетическое развитие |
«Музыкальное воспитание вдетском саду» М.Б.Зацевмна, Г.Е.Жукова «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комарова |
Физическое развитие |
«Физическая культура в детскомсаду» Л.И.Пензулаева «Физкультура для ослабленныхдетей» В.К.Велитченко |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
ПАСПОРТ
доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг
в сфере образования (далее - услуги)
I. Краткая характеристика объекта
Адрес объекта, на котором предоставляется(ются) услуга (услуги): 215500 Российская Федерация, Смоленская область, город Сафоново, улица Революционная, дом 10
Наименование предоставляемой(-мых) услуги (услуг): реализация образовательной программы дошкольного образования
Сведения об объекте:
- отдельно стоящее здание __2__этажей, __894,5___кв. м.
- часть здания _____ этажей (или помещение на _____ этаже), ____кв. м.
- наличие прилегающего земельного участка (да/нет): __3167,5__кв. м
Название организации, которая предоставляет услугу населению, (полное наименование - согласно Уставу, сокращенное наименование): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Снежинка» города Сафоново Смоленской области
Адрес места нахождения организации: 215500 Российская Федерация, Смоленская область, город Сафоново, улица Революционная, дом 10
Основание для пользования объектом (оперативное управление, аренда, собственность): оперативное управление
Форма собственности (государственная, муниципальная, частная): муниципальная
Административно-территориальная подведомственность (федеральная, региональная, муниципальная): муниципальная
Наименование и адрес вышестоящей организации:
Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области
215500 Смоленская область, город Сафоново, улица Ленина, дом 3
II. Краткая характеристика действующего порядка предоставления на объекте услуг населению
Сфера деятельности: образовательная
Плановая мощность (посещаемость, количество обслуживаемых в день, вместимость, пропускная способность): 75 человек
Форма оказания услуг (на объекте, с длительным пребыванием, в т.ч. проживанием, обеспечение доступа к месту предоставления услуги, на дому, дистанционно): на объекте
Категории обслуживаемого населения по возрасту (дети, взрослые трудоспособного возраста, пожилые, все возрастные категории): дети
Категории обслуживаемых инвалидов (инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями зрения, нарушениями слуха): с нарушениями зрения.
III. Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта
N п/п |
Основные показатели доступности для инвалидов объекта |
Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта |
1 |
выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов |
Нет |
2 |
сменные кресла-коляски |
Нет |
3 |
адаптированные лифты |
Нет |
4 |
поручни |
Да |
5 |
пандусы |
Да |
6 |
подъемные платформы (аппарели) |
Нет |
7 |
раздвижные двери |
Нет |
8 |
доступные входные группы |
Да |
9 |
доступные санитарно-гигиенические помещения |
Да |
10 |
достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
Да |
11 |
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения |
Да |
12 |
дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне |
Да |
13 |
дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией |
Нет |
14 |
Иные (на здании установлена кнопка вызова персонала) |
Да |
IV. Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг
№ п/п |
Основные показатели доступности для инвалидов предоставляемой услуги |
Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов предоставляемой услуги |
1 |
наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и па контрастном фоне |
Да |
2. |
обеспечение инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых. для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий |
Да |
3. |
проведение инструктирования или обучения сотрудников, предоставляющих услуги населению, для работы с инвалидами, но вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг |
Да |
4. |
наличие работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг |
Да |
5. |
предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником организации |
Да |
6. |
предоставление инвалидам, по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика |
Нет |
7. |
соответствие транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, требованиям их доступности для инвалидов |
Нет |
8 |
обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
Нет |
9 |
наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры |
Нет |
10 |
адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) |
Да |
11 |
обеспечение предоставления услуг тьютора |
Нет |
12 |
иные |
V. Предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их
доступности для инвалидов
Согласно оценке состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта приняты следующие управленческие решения по объемам работ, необходимых для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов:
№ п/п |
Предлагаемые управленческие решения по объемам работ, необходимым для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов<*> |
Сроки |
|
Нанесение контрастной маркировки для слабовидящих (на территории и в здании) |
постоянное обновление |
|
Обучение педагогов ОУ для работы с инвалидами и детьми с ОВЗ |
2022-2027 |
|
Оснащение групповых помещений необходимым дидактическим оборудованием для всех категорий инвалидов |
2020-2030 (при наличии финансирования) |
|
Приобретение мебели с матовой поверхностью, регулируемой по росту ребенка |
2020-2030 (при наличии финансирования) |
|
Столы с подсветкой (для слабовидящих) |
2020-2030 (при наличии финансирования) |
|
Оборудование комнаты для сенсорного развития, психологической разгрузки |
2022-2025 |
|
Выделение стоянки автотранспортных средств для инвалидов (по согласованию с ГБДД) |
2020-2030 |
-------------------------------
<*> С учетом выводов оценки состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта и порядка предоставления услуги, приведенных в разделе III и IV паспорта.
Для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
· Автостоянка(места)для инвалидов- имеется.
· Пандус –отсутствует.
· Адаптированные лифты- отсутствуют.
· Кнопка вызова персонала – имеется.
· Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеются.
· Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - имеется.
· Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
· Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
· Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
- тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок - отсутствуют. поручни внутри помещений - имеются. приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации - отсутствуют
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечивается посредством предоставления сопровождающего лица.
В МБДОУ д/с № 5 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
Специальные условия питания
Питание детей в образовательном учреждении, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, осуществляется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания населения» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 27.10.2020 г. № 32.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 5 «Снежинка» города Сафоново Смоленской области организовано сбалансированное питание в соответствии с двухнедельным меню, утвержденным 09.02.2021 приказом заведующего.
Специальные условия охраны здоровья
Условия охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
в МБДОУ д/с № 5
Проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: медицинском и педагогическом.
Медицинское обслуживание детей в МБДОУ д/с № 5 осуществляется штатным медицинским персоналом детской ЦРБ, который работает в образовательном учреждении: медицинская сестра, врач офтальмолог. Еженедельно педиатр осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи »). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Согласно СП от 2.4.3648-20 разработан режим дня с учетом возраста детей, в котором отражено время приема пищи, образовательной деятельности, прогулок, дневного сна.
В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Успешно осуществляется комплексная система оздоровления детей:
- оздоровительно - профилактическая работа;
- обеспечение оптимального двигательного режима в течение дня;
- закаливание;
- рациональное питание;
- обеспечение эмоционального благополучия каждому ребенку;
- формирования культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.
Доступ к информационным системам
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,
приспособлениям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ д/с № 5
- Точка доступа к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям – 1
- Договор об оказании услуг связи – 1
- Адаптация официального сайта объекта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) - 1
Электронные образовательные ресурсы
Для повышения качества педагогического процесса в МБДОУ д/с № 5 используются электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиофайлы) и др., к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Педагоги МБДОУ д/с № 5 активно используют электронные образовательные ресурсы (учебные материалы для воспроизведения которых используют электронные устройства) являющиеся неотъемлемой частью системы образования по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Педагоги самостоятельно разрабатывают электронные образовательные ресурсы (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в том числе по коррекционной работе. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов. Электронные образовательные ресурсы активно используется не только во время образовательной деятельности, но и на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог МБДОУ д/с № 5 при помощи точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для подбора, подготовки необходимого материала для реализации выполнения образовательно-воспитательных задач.
К информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям доступ воспитанников не обеспечивается.
Специальные технические средства обучения
Основным направлением деятельности коллектива дошкольного учреждения МБДОУ д/с № 5, является подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов по зрению к дальнейшему сохранению психического и физического здоровья, развитие индивидуальных способностей через качественную реализацию адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, внедрение новых технологий. В образовательном учреждении организована работа 1 разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с косоглазием и амблиопией.
МБДОУ д/с № 5 оснащено:
Пандусами, поручнями, все дверные проемы расширены в соответствии с нормами.
Программное обеспечение: проектор, ноутбук, компьютер -2 шт.
- Радуга БЗР-1. Комплекс для восстановления бинокулярного зрения (очки + альбом),
- Клинок 2. Компьютерная программа. (Программный комплект АКАДЕМИК),
- Контур 2. Компьютерная программа для лечения амблиопии,
- Цветок-2. Компьютерная программа (Программный комплект АКАДЕМИК),
- МКС-Ц. Тренажер (макулостимулятор) для лечения амблиопии,
- ОКСМС. Аппарат для тренировки аккомодации глаз,
- ПАНОРАМА. Тренажер для стимуляции сетчатки глаза панорамными фигурными «слепящими» полями.
Доска магнитно-маркерная Планшеты для рисования песком Бизиборд-домик (малый и большой)
Развивающие пособия: Логическая игрушка "Пчелка", Ящик Сегера, конструктор "Геометрика", клоун Эмоции, разрезные картинки, Лабиринты, Бусы геометрические цветные; Доски-вкладыши: "Геометрия Большая", "Геометрия Квадрат", "Геометрия Круг", Логический круг; весы-пирамидки, кубики "Алфавит"; Следочки с шипами, Ладошки с шипами, Кольцо массажное, Массажный мяч Ёжик, Массажный мяч игольчатый, Мяч реабилитационный для дыхательных упражнений, Зеркало логопеда, Массажный валик, Массажные мячи, Кольцо массажное.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие/интернат в МБДОУ д/с № 5 не предусмотрен(о).
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат в МБДОУ д/с № 5- отсутствуют.
Жилые помещения в общежитии, интернате
Общежитие/интернат в МБДОУ д/с № 5 не предусмотрен(о).
Жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ д/с № 5 - отсутствуют.